на главную КМТ Статьи Когнитивно-экзистенциальный подход, как перспективное направление в психологических тренингах

Когнитивно-экзистенциальный подход, как перспективное направление в психологических тренингах

Когнитивно-экзистенциальный подход, как перспективное направление в психологических тренингах

Современный мир тренингов динамично развивается и требует более эффективных методов тренинговой работы, в частности, новых упражнений, валидных и надежных методик диагностики, широкой теоретической базы, тренеров-специалистов широкого профиля, мультипарадигмовых тренингов (тренинги, включающие два и более практических психологических направлений, например, когнитивный подход и гештальт, или/и транзакционный анализ, бихевиоризм, клиентцентрированный, экзистенциальный и др.). Тезис о специалистах широкого профиля, а также о мультипарадигмовых тренингах, требует, на мой взгляд, дополнительного обоснования. Дело в том, что тренера, специализирующиеся на узких направлениях тренинговой работы, например, исключительно тайм-менеджмент, ораторское искусство, эмпатия, лидерство и т.д., с одной стороны – совершенствуются в своём «деле», но на практике могут отвечать на запросы клиентов исключительно по профилю тренинга, при этом не справляются с задачами, выходящими за тематику. А так или иначе, каждая тема включает как объективные факторы, которые можно просчитать в рамках темы, так и субъективные, личностные, которые требуют индивидуального подхода [1]. Тренер же не всегда компетентен в запросах «не в теме» тренинга, относящихся к реализации темы, и в итоге, тренер либо отсекает вопрос, либо дает неправильный ответ. В данной ситуации, рекомендации вполне очевидны – расширять охват своих познаний теоретических и практических, как в своей теме, так и в совершенно различных тренинговых парадигмах и темах.

 

Теперь о парадигме тренинга: не секрет, что каждый практический подход сконцентрирован на определенных свойствах, качествах, особенностях психики человека, например, гештальт подход уделяет внимание образам и эмоциям, когнитивный – мышлению, структурам, логике, клиентцентрированный – эмоциям, самовосприятию клиента и т.д.

Примечательно, что не один из методов не является всеобъемлющим (если это вообще возможно), соответственно, тренер, привязываясь к одной из парадигм, становится «заложником» фокуса внимания выбранного направления, и работая, например, в гештальте, не может так же эффективно справляться с когнитивными конструктами, как сделал бы это в когнитиве или проводя телесно-ориентированный тренинг, мог бы понимать, что иногда телесные зажимы следствие т.н. «телесного сценария», который был бы замечен транзакционным аналитиком.

Сейчас речь не идет об индивидуальных способностях тренера, речь идет о свойствах и возможностях метода. Ввиду приведенных аргументов, считаю необходимым развивать тренинги и тренеров, использующие несколько парадигм в одном тренинге и, как минимум, знакомыми с базисами основных практических психологических подходов. Среди наиболее сочетаемых, с точки зрения практической пользы, предлагаю союз когнитива или КБТ и гештальта, ТА (транзакционного анализа) и гештальта, или клиентцентрированного подхода, когнитива и экзистенциального подхода. Об эффективности и применимости последнего и пойдет речь в статье.

Для дальнейшего выяснения эффективности и уместности использования конитивно-экзистенциального подхода резонно будет обозначить суть каждого из них в отдельности. Когнитивный подход один достаточно распространённый и эффективный метод социальной терапии [2]. Провозвестником его можно считать античного философа Эпиктета, который утверждал, что не вещи расстраиваю т человека, а восприятие этих вещей. В начале 60х годов ХХ века современное понимание этого изречения стало использоваться в социально-терапевтических целях.

Основной принцип когнитивной терапии заключается в том, что большинство человеческих эмоций и видов поведения, рациональных и иррациональных, обусловлены способностью людей думать, воображать, во что-то верить и т.п., т.е. когнитивными процессами [3]. Исходя из этого принципа, суть когнитивной терапии определяется как стремление помочь человеку изменить свои когнитивные процессы и тем самым справиться с поведенческими и эмоциональными процессами.

Экзистенциальный (от лат. exsistentia – «существование, бытие») подход в практике психологической помощи признает, что человек обладает свободой выбора, способностью к саморазвитию и самотрансценденции, волен самоопределяться и творчески преобразовывать действительность, жить подлинной и полноценной жизнью, быть субъектом по отношению к своей судьбе, наполнять свою жизнь смыслом [4]. Условием для здоровой жизни является максимальная интеграция ума, души и тела человека при сохранении его целостности. Ощущение полноты, целостности и осмысленности бытия, готовность к ответственному и осознанному выбору являются критериями нормального (здорового) развития личности. Здоровье – это раскрытие и развитие человеком своего личностного потенциала, достижение им аутентичного бытия.

Экзистенциальный подход, ориентируясь на неповторимость и уникальность личности, позволяет помочь в идентификации, поиске собственного смысла бытия, в том, чтобы в непростом взаимодействии с миром находить возможности для самореализации, творчества и личностного роста, делает акцент на свободном и ответственном выборе [5].

Что же в сумме дают эти два разных по направленности подхода? Когнитивный подход, уделяющий внимание когнитивным процессам, особенно мышлению, что позволяет лучше структурировать собственное мышление, избавится от неадаптивных, «мимолетных», неэффективных, не прошедших проверку реальностью мыслей и эмоций и как следствие изменить, подстроить поведение под новые «стандарты» мышление и восприятия. Экзистенциальный подход, помогает сделать процесс осмысления, переформатирования мышления сугубо индивидуальным, если можно так выразиться уникальным, соответствующим свободе личности и данной жизненной ситуации, смысла жизни конкретной личности в современных ему условиях [6]. В таком тренинге правильно структурирование мышления, восприятия и поведения интегрируется в жизнь конкретного человека, и результат получается для каждого разным, однако лишенным расплывчатости, присущей экзистенциальным тренингам, вместо этого приобретающий четкие границы и конкретные варианты дальнейших действий вне тренинга. В тоже время устраняется недостаток когнитивных тренингов, где недостаточно учитываются экзистенциальные вопросы, кризисы, вопросы любви, смерти, долга, совести, подчас поддающиеся излишней рационализация, а значит некоторого обесценивания.

Как возможно их интегрировать и совместимы ли они? Естественно речь не идет о простом совмещении, а скорее об интеграции и гармоничном сосуществовании. Под гармоничным я понимаю последовательность применения обоих методов и подстройка их под конкретные задачи тренинга. Для лучшего понимания результатов совместимости предлагаю рассмотреть два авторских тренинга использующие сочетание данных парадигм:

 

«Когнитивно-экзистенциальный тренинг «Я – часть системы, система – часть меня»

 

«Первую мировую войну многие считали последней битвой, а ее завершение — окончательной победой свободы: существовавшие демократии, казалось, усилились, а взамен прежних монархий появились новые демократии. Но не прошло и нескольких лет, как возникли новые системы, перечеркнувшие все, что было завоевано веками борьбы, казалось, навсегда». Эрих Фромм [7]

 

Количество участников: от 4 до 14 человек

Возраст: от 18 лет

Длительность тренинга: 5 часов

Целевая аудитория: Интересующиеся практическим применением теории систем в повседневной жизни.

Парадигма: Когнитивно-экзистенциальная.

Методы: мини-лекция, интерактивные, когнитивные схемы, проективные.

Цель: Ознакомление с практическим применением авторского взгляда на теорию систем.

Задачи:
1. Теория систем в психологии.

2. Влияние системы на личность.

3. Варианты поведения внутри и вне системы, в частности и в общем.
4. Интеграция «истинных» целей в системные задачи.

Ожидаемый результат:

Осознание себя, как части систем. А также варианты ответа на вопрос: "Что дальше?" Теория систем применима в разных отраслях науки и техники и даже философии, но на мой взгляд наиболее интересна она, как раз, в психологии (что не удивительно). Систем существует множество от макроскопической Системы мироздания, до микроскопической молекулярной, атомарной. Человек тоже система ведь он состоит из эндокринной, лимфатической, нервной, кровеносной и т.д. систем. Существуют и социальные, и психические системы. Каждая система влияет на человека, его психику, личность, развитие. Но как? зачем? каков результат такого влияния? И нужен ли лично Вам такой результат? Естественно, существуют свои законы организации, развития, реорганизации и смерти системы и в этом месте открывается самый главный аспект теории систем, выбор. О нем и будет предложенный тренинг».

 

«Когнитивно-экзистенциальный тренинг «Психология масс»


"В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа". Артур Шопенгауэр

 

Количество участников: от 4 до 14 человек

Возраст: от 18 лет

Длительность тренинга: 5 часов

Целевая аудитория: психологи, политтехнологи, рекламисты и юристы, а также личности стремящиеся к аутентичности.

Парадигма: Когнитивно-экзистенциальная.

Методы: мини-лекция, интерактивные, когнитивные схемы, проективные, медитативные.

Задачи:
1. Понятие и виды толпы и других человеческих масс.

2. Наша личность в толпе и др. массах: поведение, эмоции, мысли.

3. Управление и создание структурированных и не структурированных масс, от компании и коллектива, до уровня страны и социума.

4. Осознание процессов личности сопричастных с аналогичными в массах и научится абстрагироваться либо сливаться с ними.

Ожидаемый результат: Вы поймете степень влияния (в т.ч. бессознательного) массы на Вас и научитесь осознавать и изменять поведение, эмоции, мысли на аутентичные (т.е. присущие Вам, реализующие потребности личности).

Во все времена человек, живя в том или ином социуме, испытывал на себе его влияние. Иногда другие помогают реализовывать потребности конкретной личности, но честно говоря, в основном было наоборот: большинство обслуживает меньшинство. Полагаю, каждый знает ответ на вопрос почему: власть, политика, законы... и т.д. и т.п. НО почему так часто нас обманывают как нацию, как народ, как коллектив (речь не только о политиках, а и работодателях, соц. службах, религии и даже семье)? Да, в последствии мы понимаем, что нас обманули, как это было, скажем, в СССР, а потом еще позже понимаем, что не так уж и обманывали...как было в Царской России, а правду узнаем лишь долгие годы спустя...Потом анализируя (если конечно анализировать), часто понимаем, что это была афера, провокация, продуманный план. Значит, мы могли предотвратить обман, но тогда об этом не подумали, потому что верили, надеялись, радовались, да еще и не одни, а с другими "верующими". В этом часть сути психологии толпы, когда Нас много, мы может свернуть горы, уничтожить врагов, создать мир или разжечь войну... а вот именно это будет зависеть уже не от Нас... Об этом и многом другом станет известно на тренинге».

 

Рассматривая данные программы с точки зрения применения когнитивно-экзистенциального подхода стоит отметить, что мы не просто рассматриваем варианты понимания и поведения внутри и вовне системы, не разрабатываем рекомендации и алгоритмы поведения, а предоставляем право выбора каждому участнику тренинга, помогая оценить значение влияния систем именно на него, в его жизненной ситуации, исходя из его жизненной позиции, а не только из того, что рационально, а затем уже восстанавливаем конкретные структуры мышления и поведения. Это дает возможность не только действовать «правильно» (адаптивно, эффективно), а и реализовывать себя творчески, во всей полноте своей личности (а это может решить только сам участник, естественно посредством тренинговых методик). Одним из эффективных и показательных методов соединения когнитивной и экзистенциальной парадигмы считаю танатотерапию [8] в таком её варианте: вначале участникам предлагают написать все свои цели и желания, так, если бы у них впереди неограниченное количество времени. Затем просят представить, что они пришли к врачу, который сообщает, что им жить остался 1 год, затем 1 месяц – они пишут свои цели, затем – неделя, затем один день. После этого организовывается процесс умирания, например, они ложатся на пол, складывают руки как у покойника, можно зажечь свечи.

Тренер используя визуализацию, суггестирует образы умирания и смерти, а затем драматическим эффектом сообщает, что человеку дан еще один день и предлагает записать свои цели, затем – неделя и цели, месяц, год и наконец и вся жизнь. Такое соединения типичного когнитивной темы – постановка целей – сочетается с экзистенциальным переживаниям смерти и обретения нового понимания смысла жизни и, соответственно, целей. Цели же затем четко детерминируются, структурируются, и происходит поиск пути реализации целей и проверка «нового опыта» реальностью.

Одной из целей статьи является популяризация когнитивно-экзистенциальной парадигмы в тренингах, а также необходимость дальнейших исследований в области совмещения методов (не только когнитивного и экзистенциального). Автору видится перспективным разработка методологии, техник, упражнений в когнитивно-экзистенциальных тренингах с постепенным расширением охвата затрагиваемых тем, т.е. внедрения подхода в тренинги, например, посвященные лидерству, эмпатии, тайм-менеджменту, самореализации, разрешению конфликтов, принятию себя, стрессменеджменту и многих других.

 

Автор: Дмитрий Панфилов

 

Список используемой литературы

 

1. Rauhala L. Analytical Psychology and Metascience // The Journal of Analytical Psychology. L., 1976, Vol. 21, N. I, p. 50 63.

2. Солсо Р. /Когнитивная психология– 6-е издание, СПб: Питер., 2006. – 589 с.

3. Aaron T. Beck. /Depression: clinical, experimental, and theoretical aspects.– N.Y., 1967. – 370 p.

4. Бинсвангер Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли // Экзистенциальная психология. Под ред. Р. Мэя. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.

5. Татосян А. Экзистенциальная феноменология и бессознательное с точки зрения психиатрии // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Под ред. А.С. Прангишвили. Т. I. Тбилиси, 1978.

6. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – СПб.: Питер, 2002.

7. Человек для самого себя: Эрих Фромм — Санкт-Петербург, АСТ, АСТ Москва, 2009 г.- 768 с.

8. Замараева Е. Зачем учиться умирать? Материалы IV Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Обратная сторона жизни», г. Харьков, Украина, 22-25 апреля 2004 г., стр.5-11.

 

Поделитесь с друзьями

Вам интересна эта страница?