Экзистенциальная мораль

 

«Одних, скрывающих от себя свою полную свободу с помощью духа серьезности или ссылок на детерминизм, я назову трусами. Других, пытающихся доказать, что их существование необходимо, хотя даже появление человека на Земле является случайностью, я назову сволочью».

«Экзистенциализм — это гуманизм». Ж.П. Сартр

 

Экзистенциализм одна из наиболее разрозненных, неоднозначных философских и психологических парадигм. Представители по-разному понимают не только некоторые понятия, но и сам предмет экзистенциализма. Камю, которого причисляют к течению, сам никогда не признавал себя экзистенциалистом, при этом его философия нашла широкое распространение и применение в экзистенциальной психотерапии. В данном очерке не собираюсь делать обзор существующих взглядов, благо парадигма настолько гибкая, насколько вообще может быть гибкой философия. Почему так важна гибкость? Одной из основных идей экзистенциальной философии является отрицание идей, как таковых, ведь идея субъективна, а значит, не существует абсолютно истинных идей. Соответственно мораль тоже субъективна и ошибочна – «Всякому позволено поступать, как ему вздумается, и никто не может судить о взглядах и поступках других людей», сказал Сартр в книге «Экзистенциализм – это гуманизм». Тем не менее, моя цель вывести экзистенциальную мораль, с перспективой развития и дополнения. Пользоваться для моих целей буду взглядами Сартра, Камю, Хайдеггера, Ялома, Ясперса. Из чего же собственно выводится мораль? В центре учения стоит бытие и человек погруженный или вброшенный в него. Основными характеристиками или данностями человеческого бытия являются:

1. Смерть – все мы умрем, и ничто, никто не может изменить этого факта. Смерть сотрет наше сознание личность, наше тело, душу. Осознание смерти несет базовую тревогу смерти.

2. Одиночество (изоляция) – человек оторван от природы наличием самосознания, но и от других людей тоже индивидуальным осознанием. Осознание одиночества вызывает тревогу одиночества.

3. Бессмысленность – не существует никакого глобального плана для нас на жизнь, нет никакого смысла у Бога, Вселенной, Природы, Разума или еще кого/чего. Отсутствие смысла обуславливает тревогу смысла. В то же время жить без смысла представляется невозможным или существенно снижающим качество жизни. Часто потеря смысла несёт за собой вопрос: Зачем тогда вообще жить? Экзистенциализм предполагает вариант обретения смысла, т.н. секулярного, выбранного для себя, что не избавляет от тревоги смысла совсем, но снижает тревогу, наполняя собственное бытие содержанием, соответствующим потребностям, желаниям, ограничениям, предпочтениям.

4. Ответственность - человек ответственен за то, КТО он есть: собственные поступки, мысли, эмоции, восприятие, происходящее с ним до определенных пределов за которыми начитается чужая жизнь.

5. Заброшенность – мы заброшены в этот мир, ни выбирая не мира, ни родителей, ни обстоятельства, ни законы мира, что вызывает базовую тревогу.

6. Свобода – мы рождены свободными, её нельзя отнять, можно только пользоваться, тратить, накапливать. Но свобода несет за собой новую тревогу можно всё, нет ориентиров, ничего не запрещено и не разрешено. Свобода наша лежит в пределах человеческих возможностей и ограничена ими, но не только, например, социальные закону, нормы, а собственно наш выбор ограничивает тоже свободу, как только он будет сделан. Свобода также подразумевает ответственность.

7. Выбор – каждый имеет выбор (или возможность по Хайдеггеру: «смерть невозможность дальнейшей возможности») и выбор определять собственный выбор. («Даже наиболее богато одаренная личность ничто, пока она не совершит выбор; с другой стороны, даже по виду самая ничтожная личность – все, если она сделает этот выбор» Сёрен Кьеркегор).

8. Ответственность – за собственный выбор мы несем ответственность, какие бы ни были последствия ответственность лежит на нас за сделанный выбор, и за жизнь в целом.

9. Близость - категория противоположная симбиозу, созависимости, противозависимости. Существует два модуса бытия: отношения Я - ОНО и Я - Ты. Я – оно - когда человек относится к другим как вещам или функциям достижения собственных целей, формирования защит от смерти, одиночества, бессмысленности. Я - Ты отношения обуславливают восприятие Другого как человека, существо, такого же одинокого и смертного, оттого парадоксально далёкого и очень близкого. Экзистенциальная близость возникает при модусе Я - Ты, подразумевает соприкосновение двух одиноких, смертных, автономных существ, готовых к пониманию, заботе без вознаграждения, заинтересованные, чувствующие, переживающие за себя и другого рядом.

10. Проживание жизни - состояние вовлеченности, включенности в жизнь во всех её аспектах и проявления, не подавляя собственные эмоции, не защищаясь, оставаясь "бодрствующим", не навязывая себе и миру ярлыки.

Итак, из данностей можно выделить ограничивающие данности: смерть, одиночество, вброшенность, ответственность, и разрешающие: выбор, свобода, бессмысленность/смысл жизни, близость. Свобода тесно связана с выбором и ответственностью за свой выбор. Смерть связана с одиночеством, близостью и бессмысленностью. «Смерть – дело одинокое» название романа Рея Бредберри, подчеркивает одинокий характер не только умирания, но и жизни. Смерть побуждает найти хоть какой-то смысл в существовании. Одиночество смягчается и даже обуславливает близость. Мораль же, основанная на таких данностях и связях между ними, может иметь следующий вид:

- Никто не может знать точно, что другому будет хорошо. Нельзя навязать или научить другого смыслу жизни. Никакая деятельность не может быть абсолютным источником смысла жизни. Только личность может принять собственный смысл. Не факт, что такой смысл будет полезен людям или хороший с точки зрения других людей. («Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо» Сартр Ж.-П.)

- Никто не может сказать, что он не выбирал, даже не выбирая, мы делаем выбор «не выбирать». Когда кто-то говорит, что «выбрали за него» поступает нечестно. Прислушиваясь к чужим советам, наставлениям, командам выбираем прислушиваться, повиноваться. У нас всегда остается наш последний выбор – умереть.

- Никто не может судить нас за тревогу смерти, одиночества, бессмысленности, ибо она есть у всех. Прятать свою тревогу – значит поступать не честно, обманывать. Ложная бравада, лишь ложь. Иронизировать тоже ложно, мы все тревожны о вброшенности, смерти, одиночестве, бессмысленности. В качестве примера подходит байка о Наполеоне, когда он еще был бригадным генералом и перед сражением трусился, как осиновый лист солдат упрекнул его в трусости, в ответ Наполеон сказал: «Если бы ты боялся как я, то вообще бы убежал с поля боя».

- Люди не являются предметами, функциями, мы существуем. Относиться к человеку так, как будто он вещь ложно. Любовь, сострадание, доброта это скорее выбор воспринимать каждого как сущность, такое же живое, одинокое, смертное существо, а не функцию.

- Существование или не существование Бога не является определяющим для жизни фактором. Бог или его отсутствие не должно быть способом закрыться от жизни, осознать смерть, одиночество, принимать чуждый нам смысл, быть нигилистами, отрицать любые ценности, жить только ради удовольствий, отрицать любую мораль и т.д.

- Становиться собой - испытание и боль, однако это и есть единственный путь. Иллюзия думать будто на пути к поиску себя нас ждут молочные реки и фруктовые берега, а не осуждение, непринятие, непонимание, сопротивление, ошибки, неудачи. Но какая удача быть собой!

- Когда мы берем ответственность за себя, мы также берем ответственность за других, которые находятся рядом с нами, например, в отношениях (семья, работа, любовь). Поступая любым способом, мы должны осознавать, что и весь мир имеет право так поступать. Выбирая нечто, мы также ответственны за людей, которые зависят от нашего выбора.

- Смерть, свобода, одиночество, бессмысленность, вброшенность не являются оправданиями, а лишь данностями, хотя и тревожными.

- Любой выбор несет за собой последствия, любая свобода связана с выбором, пользуясь свободой выбора, мы всегда сталкивается с последствиями. Любое «да» чему-то несет в себе «нет». Невозможно только приобретать.

- Не проживание собственной жизни несет за собой расплату в виде разочарования, экзистенциальной вины, депрессии.

- Не честно использовать Другого для защиты от тревоги смерти, изоляции, бессмысленности.

- Свободы и выбора не нужно добиваться, это и так есть у каждого.

В каждой морали существуют добродетели, в экзистенциализме добродетельным является:

1. Смирение - ни одно живое существо не является более или менее важным, чем другое. Таким образом, экзистенциализм существенно отличается от гуманизма, который ставит человека на пьедестал венца творения. Гордыня, возвышение себя перед другими, нарциссизм, во-первых, может свидетельствовать о скрытом страхе смерти и вере в собственную исключительность, что не правда, и противоречит другой добродетели – честности; во-вторых, не существует объективных критериев, по которым можно было бы с уверенностью утвердить чье-либо превосходство; в-третьих, пренебрежительно относясь к миру вокруг мы рискуем упростить или не заметить его законов, что может стать "неожиданным последствием".

2. Честность перед собой и другими в первую очередь прагматичное качество. Нечестным будет отрицание собственной смерти или тревоги смерти, одиночества...что ведет к непроживанию жизни. Когда же мы честны перед собой и вступаем в конфронтацию со смертью честно принимая её неизбежность, с еще одной добродетелью – мужеством, встречая все радости, печали, поражения и победы, только тогда проживаем свою жизнь полно и подлинно. Отрицая смерть, одиночество или другие данности, перед другими поступаем не честно, утаиваем правду, пусть временами жесткую, тем не менее, способную изменить жизнь других людей.

3. Преодоление – мир полон испытаний, тревог, сложных ситуаций, препятствий и т.д. Трусостью и иллюзией будет искать тихую гавань, такая существует только в смерти, никто не способен избавить нас от тревог или отменить их. Преодолевая собственные жизненные вызовы, а именно вызовом экзистенциалист считает любую жизненную ситуацию, человек становится собой, живущим.

4. Мужество – вглядываясь в устрашающие бездны смерти, одиночество, бессмысленности, хрупкости бытия, собственной уязвимости, чувствуешь тревогу, иногда даже страх. Чувствовать не защищаясь, не прячась, не давая себе застыть, а бороться, принимать, искать, быть – это и есть мужество.

5. Открытость – мир может быть враждебен, безразличен, близок, наполненным любовью и радостью, принятием или совершенно другим. Что бы не происходило, следует быть открытым всему, что не означает соглашаться или подстраиваться, а знать. Что делать с таким знанием - уже вопрос выбора.

6. Следование ценностям и приоритетам (нет пути наименьшего сопротивления) - когда ценности найдены, установлены, приняты, осмыслены, человеку следует быть верным им, не сходить с выбранного пути, встретив первые, вторые трудности. Путь наслаждений или наименьшего сопротивления - тупиковый путь.

7. Благодарность - какой бы жребий нам не выпал, сколько сложен, абсурден, труден он ни был, он наш, дарующий опыт, мудрость, судьбу, мы может стонать, рыдать, злиться, но всегда только с благодарностью за нашу жизнь и её путь.

Мораль, представленная Вашему вниманию не является теоретической или интеллектуальной концепцией, чем, к сожалению, иногда представляется людям сам экзистенциализм (мрачность, бессмысленность жизни, бренность бытия, тяга к смерти, пессимизм, субъективизм и другие поверхностные заблуждения), а отчасти прагматичным, отчасти иррациональным, немного романтичным, аутентичным способом ориентироваться в бытие. Нет способа взять и начать жить такой моралью, хотя бы потому, что необходимо без страха и вины ощущать, на собственном опыте, описанные выше данности и последствия такого переживания, однако можно попасть в такой модус бытия, где описанное становится ясным ориентиром в собственных переживаниях, тогда и появляется выбор в пользу или против подобной ориентации. Это не путь к успеху или невероятному личностному росту, а лишь путь к началу своей жизни…

 

Автор: Дмитрий Панфилов